РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТ



РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО СЕМИ ЛЕТКак гласит русская народная пословица: «Воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит, а как вдоль ляжет – уже поздно».

А ведь это и на самом деле так, ядро личности вашего малыша, является его психологической структуры, а также и хронологические особенности малыша, всё это примерно формируется к трем годам.  А уже на четвертом году общения вы можете начать это замечать, эти особенности, и с этого момента начинается уже на воспитание, а перевоспитание.

 В интервале от трех до семи лет у детей начинает  быстро развиваться речь, и очень активно пополняться словарь, также начинают формироваться словесные понятия.  И если у детей с года до трех начинают только закладываться основы владения речью, то от трех до семи дети  вовсю обучаются использовать речь как систему вербального мышления. Также в этот  период закладываются (есть случаи, когда не закладываются) основы будущего умения мыслить логически. В возрасте семи лет ребенок уже легко может обучиться даже такой сложной онлайновой игрушке, как lineage 2 interlude скачать клиент самостоятельно сможет, зарегистрировать аккаунт и начать его развивать. 

У детей разного рода в литературе, упоминается о  генетическом заложенном познавательном инстинкте, впервые об этом упомянул знаменитый физиолог И.П.Павлов. Именно в период от 3 до 7 лет этот самый инстинкт уже начинает приобретать не пищевой, а абстрактно-познавательный характер. По другому можно сказать, что малыши от года и до двух  все тянут в рот, проверяют в первую очередь предмет на «съедобность» (поэтому ни в коем случае нельзя ребенку давать мелкие предметы), то примерно уже около трех лет начинается изучение предмета другими путями. Малыш начинает рассматривать предмет, будет пытаться совершить с ним какие - нибудь действия, а также наблюдать, что делают  взрослые с данным предметом.

Еще в этот период достигает своего пика эффективность  (игрового и ролевого обучения): ребенок начинает осваивать многие навыки в процессе игры.  Вот почему, именно в этот период является очень важным, играть с ребенком в ролевые игры, особенно вместе с родителями.

После трех лет начинает активно развиваться моторика, дети уже умеют владеть своим телом, и многие такие вещи проходят в этом освоении заметной ступенькой.  Например, если вы попросите бросить мячик малыша двух-трех лет (в среднем), то он кинет предмет себе под ножки и будет смотреть, как он падает. А в  четыре-пять лет дети уже начинают кидать мячик по баллистической траектории, стремятся, бросить его как можно дальше. И так далее, и тому подобное: вообщем начинает оттачиваться координация движений, их точность, мастерство владения телом и связи «мозг-рука». В этот период (примерно в пять-шесть лет) дети обычно уже легко начинают осваивать катание на велосипеде или роликах: то есть осваивают такие  занятия, которые требуют чувства координации и равновесия.

Психологически развитие является едва ли не самым важным, то что начинает происходить с малышом от трех до семи лет – он начинает осознавать себя, как часть определенного социума. В это время дети уже  окончательно убеждаются, что они, не являются главными в мире, и что мир вовсе не вращается вокруг них. А вот самосознание происходит куда проще, если мысль о том, что ребенок это все,  родители и актуальные взрослые не прививают дитя изначально. Тогда детям будет легче понимать, что кроме них, в мире есть еще кто-то, и у этого тоже есть свои потребности и желания, которые иногда могут пересекаться с потребностями самого ребенка (здесь нужно вспомнить о слове «нельзя», которое, ваш ребенок должен услышать и понимать уже к году, а то и ранее). 

С трех до семи лет дети в связи с такими пересечениями уже начинают находить первые компромиссы, - и опять же, будет лучше, если родители его будут этому обучать. Но при одном условии, что вы сами хотя бы в первом приближении очень грамотны в плане психологии детского общения.
 
Еще одна очень существенная особенность этого возрастного – подражание. Если в год-два малыши просто смотрят на родителей и наблюдают за  их действия в том или ином случае, то примерно уже с трех лет они начинают активно подражать  взрослым, обучаются различным необходимым манипуляциям.

Когда ребенок обучается различным навыкам посредством подражания, то здесь большую роль играет обратная связь между детьми и для «обсуждения и соизмерения результатов», а также ребенок помимо родительского общения, должен общаться с другими взрослыми,  с детьми более старшего возраста,  а также с ровесниками – «коллегами по жизненному росту». То есть малышу  лет с трех уже важно «вписываться в большой социум», который выходит за рамки семьи. Детям  в этом возрасте для того чтобы, у них была  успешная последующая социализация,  нужна открытая социальная группа, пусть даже если она будет не постоянной: родственники, которые не живут с вами, дети в детской в песочнице или поликлинике,  и как наиболее эффективный социум –  это детский сад.

Эффективность садика обеспечивается в том, что это группа сверстников, которая достаточно большая для трехлетних малышей, причем дети не ассоциируют их как членов собственной семьи. И, если сказать более понятно,  то, они не терроризирует их своими капризами, как подчас привыкли делать в собственной семье. Каждый малыш – в определенной мере является эгоистом, и ему еще только предстоит пройти через период, в котором этот эгоизм станет разумным (в этом могут ему помочь, психологически грамотные взрослые). Движение к разумности эгоизма (и к успешной социализации вообще) хорошо будет стимулироваться в среде с общением «себе подобных маленьких  эгоистов», причем дети не должны находиться одни, а под присмотром профессиональных педагогов. Помните, что профессиональность воспитателей очень важна, имейте это ввиду, когда будете выбирать детский сад для вашего ребенка.

В детсадовской группе дети начинают проходить постоянные разнообразные тренинги общения, причем самым серьезным образом, в разных условиях. И начинают учиться  как реагировать на различные ситуации с помощью определенных эмоций, также еще и срывать свои эмоции.  Однако сдерживание своих эмоций имеет еще одну, оборотную сторону: именно в этот период с трех до семи лет, дети учатся врать.  И это не зависит от того, будут они посещать детский сад или нет. Особенно быстро обучаются вранью те дети, которые говорят за правду, условно, и получают от взрослых ощутимую взбучку, а когда они начинают врать – похвалу.  Такое случается в семьях, где родители от своего ребенка ожидают такого поведения, которое нравится им.  И если ребенок начнет  говорить. Что он всё сделал именно так (что не всегда является правдой), и будет получать за это всякие поглаживания – то навык вранья вскоре у него закрепится очень прочно. Как и навык,  достаточно точно определять, какой формы поведения будут ожидать от него в определенном социуме.

Но вам следует научиться отличать детскую ложь от детской фантазии. Опытным педагогам и родителям известно, что эти вещи принципиально разные. Когда малыш фантазирует, то он не извлекает для себя ни какой выгоды,  следующей от взрослых: ребенок, скорее всего, доставляет удовольствие себе, когда начинает рассказывать ту или иную придуманную им самим сказку. И как бы вы ни относились к этим «ребячьим выдумкам», - такое фантазирование будет развивать у вашего малыша творческий потенциал, креативное мышление и богатство воображения. Те взрослые, которые думают, что детские фантазии берутся из не откуда, ошибаются. Творческое мышление и фантазия ребенка в принципе, является продуктом переработанной различной информации, которую малыш получает из внешнего мира, а также от окружающего социума, от разных людей: сверстников и взрослых. Но, к сожалению, только в одной семье, и неважно как занимались с ребенком, он получает меньше исходного материала для творческого развития и мышления, чем в том, же детском саду.

Кстати, родители, которые говорят, что  у них ребенок не ходит в детский сад (причем, они даже этим гордятся) – увы, гордиться не чем. Если ребенок не ходит в садик  и формируется в семье, то, самому ребенку, как правило, это не на пользу. Как известно, что значит «Человек – животное социальное», и если вы лишите малыша в необходимом возрасте этой социальности,  этим вы затрудняете в будущем процесс вписывания его в различные коллективы. Хотя, конечно, все можно свести к тому что: малыш сначала «несадовский», потом он  «нешкольный», а затем невузовский, а что будет  потом?.. Нельзя держать всю жизнь ребенка вне окружения других людей,  не говоря уже о том, что каждому ребенку необходим посторонний социум. Это необходимо для того чтобы, на базе потребности и познания к «обучению подражанием» осваивать навыки социального общения.

Что же касается тех детей, которые не ходят в детский сад или отказываются, то есть любые внутренние протесты против посещения детского сада, иногда это может перерасти в соматические хвори, и причина во все не в том, что в группе заразные дети или сквозняки. А в том, что, скорее всего, ваш ребенок просто  чувствует себя дискомфорт оттого, что не может манипулировать детьми т вести себя в садике так же, как он может это делать дома, и он начинает избегать садика любыми способами, наиболее эффективным из которых является болезнь. А мама, конечно же, идет на поводу у малыша: здесь необходимо уточнить, что в таких  случаях довольно часто мамочки сами полагаются в глубине души, что «никакой садик не заменит мамину любовь для их малыша». Но это со всем разные вещи, помните, что для успешного адекватного социального развития вашему ребенку  необходимо и, то и другое, причем это не должно выражаться как конкурентные отношения.

Мамы в таких случаях говорят «Как же я буду водить своего малыша в детский сад, если ему там неприятно!» Однако, может вам покажется это странным, но детям в жизни нужны и некоторые неприятности. Можно сказать как в «прививочных» дозах. Тогда ваш ребенок будет всегда только радоваться жизни и учиться находить из этих неприятностей адекватные выходы: особенно если вы будете с детства помогать ему, а не препятствовать.

Ребенку необходимо каждый день делать хотя бы один маленький шаг к самостоятельности и свободе. И вы должны обязательно его учить, как пользоваться этой самостоятельностью и свободой.  Поэтому запомните, что детский сад, как раз та обстановка, которая более эффективно проводит это обучение на этом этапе взросления: от трех до семи лет. И при каждых возможных перегибах это более разнообразный и эффективный тренинг, чем малыш может получить только в собственной семье.

Конечно, воспитатели в детском  саду бывают разные: но именно поэтому нужно ребенка отводить в детский сад, когда у него сформировалась речь как средство вербальной коммуникации.  Другими словами, когда малыш  уже сможет вам все рассказывать, что происходит в садике. В любом случае малышу, который ходит в садик, ему чрезвычайно важно иметь доброжелательную обратную связь с родителями. А родителям, конечно же, необходимо иметь дружеские отношения  с воспитателями. И в каких - то  ситуациях  помочь своему малышу преодолеть мелкие социальные трудности, либо – в более чреватом случае – быстро преодолеть угрозу, которая ожидает ребенка.

Еще очень важно отметить: возраст от трех до семи лет – это основной возраст  для подготовки к школе. И помимо основных базовых предшкольных умений, ваш ребенок должен научиться опять-таки еще и самоограничению, как с  эмоциональной так и с физиологической, точки зрения. Чтобы ваш ребенок смог высидеть даже самый короткий первый урок, чтобы он был сосредоточено на материале, не отвлекался и не шумел, а также мог сдерживать и возникающие физиологические позывы, особенно эмоциональные всплески. Разумеется все  дети разные. И один может быть очень спокойным, чем  другие, а другие наоборот слишком гиперактивны, и сдерживать его сразу свои эмоции не на учишь, но помните, что сразу и не нужно.  Детей необходимо вводить в окружающий вне семейный социум постепенно: иначе та же школа для малыша покажется чересчур дерзкая, ему не понравится такая смена обстановки и ее правила, что может довести вашего ребенка до невротического состояния